Cиндром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков

Для ребенка является нормой не сидеть на одном месте более 5 минут.

От природы дети очень активны и подвижны. Им интересен окружающий мир, они познают его сами и при помощи взрослых, но при этом сохраняют собственную активность.

Стоит ли ругать ребенка за то, что ему сложно усидеть на уроке и самостоятельно ставить ему диагноз СДВГ? Думаю, нет. Но разобраться, почему он именно так себя ведет, надо, ведь ему просто может нравиться другой ребенок, который сидит вне поле его зрения. А может, ему просто не интересен предмет.

Стоит ли ребенка переводить в другую школу или класс, если учитель «ставит диагноз», что Ваш ребенок лентяй или у него недостаточно развит интеллект для обучения в обычном классе? Не стоит, но, прояснив с ребенком, почему он себя ведет именно так, и не выяснив причины, ребенка стоит обследовать. Делает это, как правило, невропатолог в поликлинике. Не надо вести ребенка к психиатру! Вы и ему нанесете травму, и сами, в собственном бессознательном, повесите на ребенка клеймо.

Не стоит ставить диагноз самостоятельно, но знать, как могут проявляться симптомы или знать, как помочь ребенку, у которого есть диагноз СДВГ каждый родитель просто обязан. Ведь если Вы досконально изучите проблему СДВГ, Вы сами станете более спокойны. Вы будете твердо знать, что Ваш ребенок не лентяй и не глупее остальных учеников в классе. Ему просто необходимо чуть-чуть больше внимания, чем остальным, и то, что другие дети делают за пять минут, он делает за семь. Знание проблемы, а не отрицание ее наличия помогут Вам, а через Ваше эмоциональное состояние и Вашему ребенку, понять, как с этим можно и нужно справляться.

В этой статье я опишу:

  • что такое СДВГ
  • и почему это является проблемой,
  • симптомы СДВГ,
  • проблемы, сопутствующие СДВГ.

Что такое СДВГ

СДВГ представляет собой неврологическо-поведенческое расстройство. К основным признакам СДВГ относят гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания и импульсивность.

Важно понимать, что у каждого ребенка с СДВГ собственный набор проявлений. То, что ярко выраженно у одного, может совсем отсутствовать у другого. Также стоит учитывать, что для школы это может быть один набор симптомов, для дома другой, для игр на улице третий, а может и вовсе никак не проявляться.

Как правило, первичные симптомы возникают в возрасте до 5-6 лет. Но бывают такие случаи, когда диагноз СДВГ ставился уже во взрослом возрасте (после 20 и более лет).

Рекомендации для самопомощи

Остеопатическая клиника, как и традиционная, придерживается определенного мнения.

Лечебные процедуры могут не дать должного результата, если не обеспечить больному СДВГ должной обстановки и не уделять его потребностям внимания, особенно что касается детей. Синдром тяжелее поддается устранению у людей чувствительных и инертных. За годы болезни они привыкли демонстрировать импульсивность и определенные поведенческие стереотипы. Задача близких — сохранять спокойствие, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Важными составляющими благополучной терапии являются

  • Питание, богатое витаминами и минеральными веществами;
  • Сон в достаточном объеме;
  • Эмоциональная разгрузка;
  • Прогулки, отдых на природе, умеренные тренировки.

Необходимо исключить тяжелую пищу, однообразие, гаджеты (у взрослых с синдромом — хотя бы уменьшить до необходимого минимума).

ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Несмотря на абсолютную безопасность и универсальность остеопатии, существует ряд тяжелых состояний, когда требуется медикаментозное или оперативное вмешательство: онкология, острые воспаления, инсульты, болезни сердца и т.д. Остеопатические приемы могут носить только поддерживающий характер в стадии улучшения, ремиссии.

Симптомы СДВГ

Наиболее частыми и, пожалуй, главными симптомами при синдроме дефицита внимания являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, трудности в последовательности действий, требующих сосредоточенного внимания — при этом молниеносная реакция на ситуацию, легкая отвлекаемость от выполнения требуемой задачи.

Им практически нереально следовать инструкции, ребенок неусидчив и болтлив, не слушает ответа, задавая вопрос, постоянно совершает одни и те же ошибки, может бесцельно бегать часами. Характерны небрежность, забывчивость, легкомыслие, постоянные потери нужных и не очень вещей.

В большинстве дети с СДВГ не замечают очевидной опасности, вследствие чего часто травмируются. Будучи подростками, необоснованно рискуют собственной жизнью для самоутверждения перед сверстниками. Также в подростковом возрасте дети с СДВГ более склонны к девиантному поведению. Это не весь перечень симптомов при СДВГ.

В последнее время специалистами, работающими и проводящими исследования в области СДВГ, наблюдаются новые особенности:

  • «Феномен разбитого зеркала» – при письме буквы ребенка выглядят зеркально перевёрнутыми;
  • «Феномен соскальзывания взгляда» – при чтении ребенок теряет строку, даже прочитав ее вслух, наблюдается забывание/непонимание прочитанного;
  • «Феномен отсутствия присутствия («не здесь»)» — кратковременные выключения внимания, ребенок не помнит фрагменты разговора, даже если говорили именно с ним, и он смотрел в этот момент на Вас, забывание того, о чем говорил учитель.

Причины СДВГ

К сожалению, точная причина возникновения СДВГ не установлена. Но на сегодняшний день специалисты, работающие над проблемой СДВГ, выявили некоторые из причин возникновения. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (СДВГ часто является наследственным заболеванием);
  • алкогольная, наркотическая зависимость матери (независимо от того, продолжалось употребление во время беременности или нет);
  • употребление некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • инфекционное заболевание матери во время беременности;
  • травмы головы (особенно лобной доли) у детей;
  • воздействие токсических веществ на ребенка в раннем детстве;

В зону повышенного риска возникновения СДВГ приводят следующие факторы:

  • дети, родившиеся с маленьким весом,
  • хронические заболевания матери, тяжело протекающая инфекция,
  • иммунологическая несовместимость матери с плодом,
  • различные осложнения при беременности (преждевременные, скоротечные, затяжные роды, угроза выкидыша, кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности);
  • родовые осложнения (обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода), ведущие к внутричерепным кровоизлияниям, травмам позвоночника новорожденного, асфиксии.
  • Сюда же относятся заболевания в младенческом возрасте, протекающие с высокой температурой;
  • прием сильнодействующих лекарств.

Лечение СДВГ

Для лечения детей с СДВГ используют комплексный подход (набор индивидуально подобранных методик). Сюда входят как медикаментозное лечение (назначается в крайних случаях), так и психотерапевтическая работа, которая на ранних стадиях выявление СДВГ является достаточной (хорошо работает с такими детьми арт-терапевтическое направление).

Также очень эффективным является нейропсихологический подход, нейропсихологи проводят ряд упражнений, подобранных для каждого ребенка индивидуально, учитывая именно его особенность протекания СДВГ.

В работу необходимо включать всю семью, поэтому без семейной терапии не обойтись. Если возникновение СДВГ связано с химическими изменениями у матери или ребенка, необходим нутрициальный подход (восполнение недостачи определенных витаминов, макро-/микроэлементов). При возможности родовых/послеродовых травм необходим синдромальный подход (коррекция последствий родовых травм).

При ответственном подходе к проблеме СДВГ возможность компенсировать нарушения очень велика, что поможет Вашим детям в дальнейшем полноценно жить и реализовываться во внешнем мире.

Стоит ли не обращать внимание на наличие диагноза или признаков СДВГ

Думаю, что не стоит. Не стоит утешать себя, что у Вас просто очень активный ребенок, и в жизни ему это пригодится. Наличие СДВГ не проходит бесследно для психики ребенка. Ему сложно сосредоточиться, получать хорошие отзывы о своей работе, своих достижениях. Его стараются не особо приглашать принимать участие в различных общественных мероприятиях.

Со временем у него может развиться чувство собственной неполноценности и понизить самооценку, перейти в депрессивное состояние, которое может закончиться затяжной депрессией. Либо склонность к девиантному поведению перерастет в преступные наклонности. Важно понимать, что в наличии СДВГ у ребенка нет ничьей вины, но это не значит, что нужно игнорировать СДВГ.

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Критерии сравнения Упрямый Гиперактивный
Особенности поведения Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель. Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.
Жизненная позиция Активная Пассивная
Частота Время от времени становится неуправляемым. Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.
Реакция на окружающих В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными. На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.
Отношение к последствиям Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних) Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.
Поведение у психолога Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием. Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.
Самооценка Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд. Отсутствует самокритика.
Наказание Получив решительный отпор, быстро приходит в норму. Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: