Для ребенка является нормой не сидеть на одном месте более 5 минут.
От природы дети очень активны и подвижны. Им интересен окружающий мир, они познают его сами и при помощи взрослых, но при этом сохраняют собственную активность.
Стоит ли ругать ребенка за то, что ему сложно усидеть на уроке и самостоятельно ставить ему диагноз СДВГ? Думаю, нет. Но разобраться, почему он именно так себя ведет, надо, ведь ему просто может нравиться другой ребенок, который сидит вне поле его зрения. А может, ему просто не интересен предмет.
Стоит ли ребенка переводить в другую школу или класс, если учитель «ставит диагноз», что Ваш ребенок лентяй или у него недостаточно развит интеллект для обучения в обычном классе? Не стоит, но, прояснив с ребенком, почему он себя ведет именно так, и не выяснив причины, ребенка стоит обследовать. Делает это, как правило, невропатолог в поликлинике. Не надо вести ребенка к психиатру! Вы и ему нанесете травму, и сами, в собственном бессознательном, повесите на ребенка клеймо.
Не стоит ставить диагноз самостоятельно, но знать, как могут проявляться симптомы или знать, как помочь ребенку, у которого есть диагноз СДВГ каждый родитель просто обязан. Ведь если Вы досконально изучите проблему СДВГ, Вы сами станете более спокойны. Вы будете твердо знать, что Ваш ребенок не лентяй и не глупее остальных учеников в классе. Ему просто необходимо чуть-чуть больше внимания, чем остальным, и то, что другие дети делают за пять минут, он делает за семь. Знание проблемы, а не отрицание ее наличия помогут Вам, а через Ваше эмоциональное состояние и Вашему ребенку, понять, как с этим можно и нужно справляться.
В этой статье я опишу:
- что такое СДВГ
- и почему это является проблемой,
- симптомы СДВГ,
- проблемы, сопутствующие СДВГ.
Что такое СДВГ
СДВГ представляет собой неврологическо-поведенческое расстройство. К основным признакам СДВГ относят гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания и импульсивность.
Важно понимать, что у каждого ребенка с СДВГ собственный набор проявлений. То, что ярко выраженно у одного, может совсем отсутствовать у другого. Также стоит учитывать, что для школы это может быть один набор симптомов, для дома другой, для игр на улице третий, а может и вовсе никак не проявляться.
Как правило, первичные симптомы возникают в возрасте до 5-6 лет. Но бывают такие случаи, когда диагноз СДВГ ставился уже во взрослом возрасте (после 20 и более лет).
Рекомендации для самопомощи
Остеопатическая клиника, как и традиционная, придерживается определенного мнения.
Лечебные процедуры могут не дать должного результата, если не обеспечить больному СДВГ должной обстановки и не уделять его потребностям внимания, особенно что касается детей. Синдром тяжелее поддается устранению у людей чувствительных и инертных. За годы болезни они привыкли демонстрировать импульсивность и определенные поведенческие стереотипы. Задача близких — сохранять спокойствие, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Важными составляющими благополучной терапии являются
- Питание, богатое витаминами и минеральными веществами;
- Сон в достаточном объеме;
- Эмоциональная разгрузка;
- Прогулки, отдых на природе, умеренные тренировки.
Необходимо исключить тяжелую пищу, однообразие, гаджеты (у взрослых с синдромом — хотя бы уменьшить до необходимого минимума).
ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Несмотря на абсолютную безопасность и универсальность остеопатии, существует ряд тяжелых состояний, когда требуется медикаментозное или оперативное вмешательство: онкология, острые воспаления, инсульты, болезни сердца и т.д. Остеопатические приемы могут носить только поддерживающий характер в стадии улучшения, ремиссии.
Симптомы СДВГ
Наиболее частыми и, пожалуй, главными симптомами при синдроме дефицита внимания являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, трудности в последовательности действий, требующих сосредоточенного внимания — при этом молниеносная реакция на ситуацию, легкая отвлекаемость от выполнения требуемой задачи.
Им практически нереально следовать инструкции, ребенок неусидчив и болтлив, не слушает ответа, задавая вопрос, постоянно совершает одни и те же ошибки, может бесцельно бегать часами. Характерны небрежность, забывчивость, легкомыслие, постоянные потери нужных и не очень вещей.
В большинстве дети с СДВГ не замечают очевидной опасности, вследствие чего часто травмируются. Будучи подростками, необоснованно рискуют собственной жизнью для самоутверждения перед сверстниками. Также в подростковом возрасте дети с СДВГ более склонны к девиантному поведению. Это не весь перечень симптомов при СДВГ.
В последнее время специалистами, работающими и проводящими исследования в области СДВГ, наблюдаются новые особенности:
- «Феномен разбитого зеркала» – при письме буквы ребенка выглядят зеркально перевёрнутыми;
- «Феномен соскальзывания взгляда» – при чтении ребенок теряет строку, даже прочитав ее вслух, наблюдается забывание/непонимание прочитанного;
- «Феномен отсутствия присутствия («не здесь»)» — кратковременные выключения внимания, ребенок не помнит фрагменты разговора, даже если говорили именно с ним, и он смотрел в этот момент на Вас, забывание того, о чем говорил учитель.
Причины СДВГ
К сожалению, точная причина возникновения СДВГ не установлена. Но на сегодняшний день специалисты, работающие над проблемой СДВГ, выявили некоторые из причин возникновения. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность (СДВГ часто является наследственным заболеванием);
- алкогольная, наркотическая зависимость матери (независимо от того, продолжалось употребление во время беременности или нет);
- употребление некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
- инфекционное заболевание матери во время беременности;
- травмы головы (особенно лобной доли) у детей;
- воздействие токсических веществ на ребенка в раннем детстве;
В зону повышенного риска возникновения СДВГ приводят следующие факторы:
- дети, родившиеся с маленьким весом,
- хронические заболевания матери, тяжело протекающая инфекция,
- иммунологическая несовместимость матери с плодом,
- различные осложнения при беременности (преждевременные, скоротечные, затяжные роды, угроза выкидыша, кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности);
- родовые осложнения (обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода), ведущие к внутричерепным кровоизлияниям, травмам позвоночника новорожденного, асфиксии.
- Сюда же относятся заболевания в младенческом возрасте, протекающие с высокой температурой;
- прием сильнодействующих лекарств.
Лечение СДВГ
Для лечения детей с СДВГ используют комплексный подход (набор индивидуально подобранных методик). Сюда входят как медикаментозное лечение (назначается в крайних случаях), так и психотерапевтическая работа, которая на ранних стадиях выявление СДВГ является достаточной (хорошо работает с такими детьми арт-терапевтическое направление).
Также очень эффективным является нейропсихологический подход, нейропсихологи проводят ряд упражнений, подобранных для каждого ребенка индивидуально, учитывая именно его особенность протекания СДВГ.
В работу необходимо включать всю семью, поэтому без семейной терапии не обойтись. Если возникновение СДВГ связано с химическими изменениями у матери или ребенка, необходим нутрициальный подход (восполнение недостачи определенных витаминов, макро-/микроэлементов). При возможности родовых/послеродовых травм необходим синдромальный подход (коррекция последствий родовых травм).
При ответственном подходе к проблеме СДВГ возможность компенсировать нарушения очень велика, что поможет Вашим детям в дальнейшем полноценно жить и реализовываться во внешнем мире.
Стоит ли не обращать внимание на наличие диагноза или признаков СДВГ
Думаю, что не стоит. Не стоит утешать себя, что у Вас просто очень активный ребенок, и в жизни ему это пригодится. Наличие СДВГ не проходит бесследно для психики ребенка. Ему сложно сосредоточиться, получать хорошие отзывы о своей работе, своих достижениях. Его стараются не особо приглашать принимать участие в различных общественных мероприятиях.
Со временем у него может развиться чувство собственной неполноценности и понизить самооценку, перейти в депрессивное состояние, которое может закончиться затяжной депрессией. Либо склонность к девиантному поведению перерастет в преступные наклонности. Важно понимать, что в наличии СДВГ у ребенка нет ничьей вины, но это не значит, что нужно игнорировать СДВГ.
Гиперактивность – это навсегда?
Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
- Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
- С трудом удерживает внимание в работе и игре;
- Не слушает, что ему говорят;
- Не в состоянии следовать инструкции;
- Не может организовать игру или деятельность;
- Не может длительно концертировать внимание;
- Часто теряет вещи;
- Часто и легко отвлекается;
- Часто бывает забывчив.
Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.
Диагностические критерии гиперактивности:
- Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
- Часто вскакивает со своего места;
- Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- Всегда в движении;
- Не может играть в тихие игры;
- Очень много говорит.
Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.
Диагностические критерии импульсивности:
- Отвечает на вопрос не выслушав его;
- Не может дождаться своей очереди;
- Вмешивается в разговоры других.
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.
Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.
У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.
Признаки в возрасте 1 года:
- ребёнок чрезмерно активен;
- редко спокоен в бодрствующем состоянии;
- много кричит;
- отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
- характерен сниженный аппетит;
- ребенок мало и беспокойно спит;
- нет этапа ползания;
- активно реагирует на обращение;
- не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.
Признаки в возрасте 2 лет:
- ребёнок постоянно в движении;
- необычайно любопытен;
- готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
- утомителен для окружающих;
- бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
- не обращает внимания на замечания.
Признаки в возрасте 3 лет:
- ребёнок стремится к постоянному движению;
- бывают приступы агрессии;
- проявляется ярко выраженное упрямство;
- отмечается неловкость и неуклюжесть;
- часто ломает игрушки;
- характерна повышенная отвлекаемость;
- способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.
В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.
Критерии сравнения | Упрямый | Гиперактивный |
Особенности поведения | Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель. | Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия. |
Жизненная позиция | Активная | Пассивная |
Частота | Время от времени становится неуправляемым. | Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние. |
Реакция на окружающих | В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными. | На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели. |
Отношение к последствиям | Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних) | Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений. |
Поведение у психолога | Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием. | Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение. |
Самооценка | Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд. | Отсутствует самокритика. |
Наказание | Получив решительный отпор, быстро приходит в норму. | Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще. |
Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.
Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.
Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!
Врач-невролог Гудная Т.П.
Психолог Борозда А.В.