«У нее ребенок до сих пор не разговаривает, у него алалия!» – часто слышим в детской поликлинике. Но что это за болезнь и как ее лечить, пока мало кто знает. Врожденная слухонемота, как ее еще называют, моторная алалия – это состояние, когда ребенок или совсем не говорит, или речь его грубо нарушена. С виду малыш может быть нормальным и все понимает, но не говорит. Почему он не говорит и сможет ли говорить вообще – разберемся подробно. Рассмотрим причины, формы и симптомы моторной алалии.
Причины возникновения алалии:
- родовые черепно-мозговые травмы;
- асфиксии новорожденных;
- внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
- истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
- неблагоприятные условия развития;
- курение, алкоголизм, наркомания родителей.
Важно помнить! Диагноз «алалия» может быть поставлен врачом-неврологом на основании проведенного исследования головного мозга (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)
Причины моторной алалии
По поводу алалии среди ученых велось много дискуссий: причины ее появления, механизмы нарушения речи, классификации и с какой стороны надо сначала ее изучать, с физиологической или психологической. В результате большинство исследователей разделили алалию на три вида
: моторную – когда с рождения грубо нарушена или отсутствует речь, сенсорную – когда ребенок абсолютно не понимает речь окружающих, но говорит много и невпопад, в основном механически заученными фразами, типа: «Голос на первом!», третья форма – смешанная.
Сегодня мы поговорим о моторной алалии и ее видах. Алалия в переводе с греческого («а» — отрицательная частица, «лалия» – речь) дословно «нет речи». По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная, у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Моторная – значит двигательная, то есть, нарушена двигательная программа, в данном случае по производству речи, за которую отвечают центральные отделы речедвигательного анализатора, расположенные в лобной доле премоторной зоны коры левого полушария. Малыш своевременно начинает понимать чужую речь, собственная речь либо задерживается, либо не формируется вовсе.
Мозг – очень хрупкая система, особенно формирующийся мозг эмбриона. Малейшие вредности могут послужить причиной поражения его коры.
Перинатальные причины
Алалия – может быть следствием неблагоприятных условий развития плода, выраженных тяжелым токсикозом мамы, угрозой выкидыша, попыткой прерывания беременности, конфликтом резус-фактора, инфекционными заболеваниями, употреблением наркотиков, курением.
Натальные причины
Причиной появления заболевания также может быть родовая травма, стремительные или затяжные роды, асфиксия плода, химические и механические стимуляции во время родов.
К группе постнатальных
факторов относятся: сотрясение мозга, перенесенные младенцем инфекционные заболевания, менингиты, энцефалиты, рахиты, нарушение питания и сна в возрасте до 3 лет.
Социальные причины алалии
К отсутствию речи может привести фактор возраста матери – до 16 лет или после 40. А также конфликтные отношения в семье до и после родов, негативное отношение матери к ребенку, двуязычье в семье, например, у эмигрировавших таджиков.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа». Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Формы моторной алалии
Эфферентная моторная
алалия
– результат поражения премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока), которая следит за организацией и последовательностью сложных комплексов двигательной программы. Ребенок не может выполнять серию движений. Может произнести отдельный звук, но затрудняется в производстве группы звуков, целых слов и предложений. Страдает переключение с одной артикуляционной позы на другую. Грубо искажается слоговая структура слова, происходит застревание на одном и том же слоге (физкультурник – тутульник).
Афферентная моторная алалия
– патология посцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). В норме она ведает кинестетическим анализом и синтезом тонких движений артикуляционного аппарата. Ребенок не чувствует артикуляционной позы: открыт рот или закрыт, растянуты или вытянуты губы, поднимается или опускается язык, вибрируют или нет голосовые складки. В результате, ему трудно найти артикуляционную позу и произнести отдельно некоторые звуки. Правильное удержание позы закрепляется с трудом, поэтому он заменяет артикуляцию сложных звуков на более простую. Нарушение звукопроизношения происходит по типу замены или пропуска звуков. Возможно сочетание этих двух форм моторной алалии.
Симптомы при моторной алалии:
- Бедный активный словарь, медленное и искаженное его развитие:
- ограничение словаря обиходно-бытовым уровнем;
- трудность актуализации имеющихся лексических единиц в собственной речи;
- частые лексические замены;
- стереотипность высказываний, речевые штампы;
- трудности словообразования и словоизменения.
- Позднее и своеобразное формирование грамматического строя:
- затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании, употреблении числовых и родовых окончаний;
- опускания предлогов и союзов.
- «телеграфный стиль» (не во всех случаях)
- Своеобразное развитие фонетики:
- трудности формирования тонких артикуляционных движений;
- нарушение последовательности, переключаемости артикуляционных движений;
- затруднения при слиянии звуков в слове (слоге);
- непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов;
- Отклонения в развитии слоговой структуры слов:
- сокращение количества слогов;
- перестановки звуков и слогов в слове;
- «застревание» на предыдущем слоге;
- Нарушение просодической стороны речи:
- несформированность ритмической структуры слова и фразы;
- монотонная, невыразительная, мало модулированная речь;
- нарушения темпа и ритма;
- неправильная расстановка логического ударения (не всегда).
- Вариабельность в понимания речи:
- понимание, ориентированное на ситуацию;
- затруднение понимания грамматических форм;
Причины алалии
Алалия – это частичное или полное отсутствие речи, нарушение фонетического, фонемного, грамматического и лексического компонентов речи при отсутствии нарушений слуха. Проявляется в аграмматизмах, очень скудном словарном запасе, неправильном произношении слов и звуков, перестановке слогов местами.
На самом деле алалия у детей – заболевание довольно редкое, около 1% дошкольников и менее процента детей школьного возраста страдают от алалии, причем мальчики – в два раза чаще. В логопедии диагноз «алалия» известен как ОНР, что означает «общее недоразвитие речи».
Возникает алалия из-за органического поражения таких зон коры головного мозга, которые называются речевыми центрами. Эти места называются центр Брока и центр Вернике. Благодаря второму центру человек может распознавать и понимать речь, как устную, так и письменную, а благодаря первому – воспроизводить речь, то есть говорить. Поэтому следует рассматривать причины непосредственно этого самого органического поражения речевых центров.
Условно причины можно разбить на несколько групп, соответствующих периодам возникновения поражения:
- беременность;
- роды;
- ранний период развития.
К первой категории причин относятся следующие:
- внутриутробные инфекции;
- маточно-плацентарная недостаточность;
- гипоксия плода;
- постоянные угрозы выкидыша;
- токсикоз;
- наличие у мамы какого-либо из следующих заболеваний: сердечная недостаточность, легочная недостаточность, артериальная гипотония, гипертензия;
- употребление матерью табака, алкоголя и наркотических веществ;
- падение с последующими травмами у плода.
Причины второй категории, как правило, вытекают из первой. К ним относятся:
- скоротечные роды;
- затяжные роды;
- преждевременные роды;
- раннее отхождение вод;
- травма от применения инструментов;
- асфиксия плода;
- недоношенность;
- внутричерепная родовая травма;
- переохлаждение или голодание сразу после рождения.
В третьей группе причин выделяют следующие:
- гипотрофия или любое другое заболевание, следствием которого является истощение ЦНС;
- черепно-мозговые травмы;
- энцефалит;
- менингит;
- частые и долгие заболевания, такие как: рахит, ОРВИ, пневмония, нарушение работы желез (эндокринопатия);
- операции под наркозом;
- неблагополучная обстановка в семье;
- отсутствие частых контактов с матерью, недостаток материнского внимания;
- недостаток речевых контактов (с малышом почти никто не разговаривает).
Для возникновения алалии, как правило, одной какой-то причины мало. В основном провоцирует заболевание целый ряд факторов. Есть также исследования, которые показывают, что у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к алалии.
Источник фото: pixabay.com
Неречевая симптоматика при моторной алалии:
- Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
- Моторная неловкость:
- дискоординация;
- замедленность/расторможенность движений;
- снижение моторной активности;
- недостаточная ритмичность;
- нарушение динамического и статического равновесия;
- затруднения мелкой моторики пальцев рук.
- Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
- Своеобразие памяти:
- сужение объема памяти;
- быстрое угасание возникших следов;
- ограниченность вербальной слуховой памяти
- Отставание в развитии словесно-логического мышления:
- недостаточная гибкость мышления;
- недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
- Недостатки конструктивного праксиса:
- неумение собирать разрезные картинки;
- трудности конструирования из палочек;
- При моторной алалии также могут наблюдаться:
- Повышенная раздражительность;
- Напряженное состояние;
- Склонность к слезам;
- Импульсивные состояния;
- Обидчивость.
Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.
Классификация
Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).
Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:
- Моторная или экспрессивная алалия.
- Сенсорная или импрессивная алалия.
- Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.
Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.
Проявления моторной алалии у ребенка в 4 года
Пример: Алексей К., 4 года. Заключение: моторная алалия. Позднее речевое развитие – первые слова после 2 лет. В активном словаре насчитывается порядка 15-20 слов: «папа», «мама», «баба», «там» «мяу» и др., при общении использует слоги, аморфные слова, жесты, мимику. Понимание речи носит ситуативный характер. Фразовая речь не сформирована. Выявлена недостаточность объема, точности и переключаемости общих и произвольных артикуляционных движений. Отмечается двигательная расторможенность. Внимание неустойчиво и истощаемо.
Речевая симптоматика при сенсорной алалии:
- Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
- Нарушение фонематического слуха различной степени:
- полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
- понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
- выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
- Трудности в развитии активного словаря;
- Грубые нарушения слоговой структуры слов:
- замены звуков в слове;
- повторение предыдущего слога;
- пропуски звуков и частей слова;
- Нарушения грамматического строя;
- В собственной речи наблюдаются:
- логоррея;
- немедленные или отсроченные эхолалии;
- Фонетические нарушения;
Неречевая симптоматика при сенсорной алалии:
- Нарушения произвольного слухового внимания:
- неустойчивость слуховых реакций;
- отсутствие слухо-речевых дифференцировок;
- повышенная истощаемость слухового внимания.
- Нарушения слуховой памяти:
- неполноценность слухового анализа;
- трудности освоения слухового синтеза;
- При сенсорной алалии также могут наблюдаться:
- Явление гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам);
- Трудности поведения;
- Недостаточная контактность;
- Особенности развития эмоционально-волевой сферы;
- Вторичная задержка умственного развития.
Проявления сенсорной алалии у ребенка 6 лет
Пример: Анна Т., 6 лет. Заключение: сенсорная алалия. В процессе обследования отмечается двигательная расторможенность, неусидчивость. Произвольная деятельность не сформирована. Понимание речи грубо нарушено. Наблюдается явление гиперакузии. В собственной речи присутствуют обрывки междометий, слов, которые не являются средством коммуникации.
Важно помнить! Максимально благоприятный прогноз при диагнозе «алалия» возможен при раннем обнаружении проблемы, грамотном лечении и своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи.
Логопеды Центра развития речи «Говорить легко» придерживаются психолингвистического подхода при коррекции алалии. В рамках данного подхода, и ссылаясь на известных российских авторов, таких как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.С Жукова разрабатываются программы коррекционного воздействия для детей с алалией.
Лечение сенсорной алалии у детей
Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.
Лечение проводится по нескольким направлениям:
- Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
- Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
- Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
- Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
- Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.
Коррекционная работа при моторной алалии
Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.
Важно помнить! В Центре развития речи «Говорить легко» для каждого ребенка с моторной алалией прописывается своя программа коррекционной работы.
Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:
- Наблюдение у невролога;
- Занятия с психологом/специальным психологом;
- Консультации с кинезитерапевтом.
Важно помнить! Медикаментозное лечение при моторной алалии подбирается только лечащим врачом!
Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:
- Логоритмика;
- Адаптивная физкультура;
- Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)
В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:
- Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
- Составление программы коррекционно-логопедической работы;
- Психолого-педагогическое консультирование семьи;
- Занятия с логопедом;
- Занятия с дефектологом;
- Логоритмические занятия;
- Занятия арт-терапией.
Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах.
Симптомы
Симптомы алалии у детей зависят от того, какая форма нарушения наблюдается. Их выделяют всего две – моторная алалия и сенсорная. Основной признак моторной формы болезни – малыш не может внятно произносить слова. Но стоит отметить, что в большинстве клинических ситуаций такие дети не могут говорить совершенно. Малыш прекрасно понимает слова, их значение, может указать на то, что они означают, но говорить не может.
Сенсорная алалия характеризуется тем, что ребенок не понимает, что ему говорят другие люди. Но при этом он хорошо говорит (речевая расторможенность). Сложно остановить такого ребенка, если он начал разговор. Самая тяжелая форма патологии – сенсомоторная алалия. Малыш не может говорить, не понимает и даже не распознает речь других людей.