Диагностические критерии синдрома Аспергера

Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как «спектр расстройств», поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.


Синдром Аспергера является в основном «скрытой дисфункцией». Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют «триадой нарушений», более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности

Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией

Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием

Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные «социальные нормы», которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением

Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Диагностические критерии синдрома Аспергера

Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

299.80 Синдром Аспергера

А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:

  1. Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
  2. Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
  3. Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
  4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;

В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:

  1. Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
  2. Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
  3. Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
  4. Настойчивое внимание к частям объектов;

С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;

D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);

Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;

F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.

Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)

F84.5 Синдром Аспергера

Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее. Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня. Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак). Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза. Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме). Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.

Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)

Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:

  • неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
  • отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
  • отсутствие понимания намёков;
  • социально и эмоционально неприемлемое поведение.

Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:

  • исключение другой деятельности;
  • повторяющееся «залипание»;
  • более развитое механическое запоминание, чем логическое.

Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:

  • следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
  • требуется от других.

Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:

  • задержка развития речи;
  • внешне правильная экспрессивная речь;
  • формальная, педантичная речь;
  • плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
  • нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений.

Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:

  • ограниченное использование жестов;
  • неуклюжий/неловкий язык движений;
  • выражения лица ограничены
  • неподходящие выражения;
  • странный фиксированный взгляд.

Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.

Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)

Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:

  • нет близких друзей;
  • избегает других людей;
  • нет интереса к приобретению друзей;
  • одиночка.

Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:

  • обращается к другим только со своими нуждами;
  • неуклюжее социальное обращение;
  • односторонние отношения со сверстниками;
  • трудности в осознании чувств других;
  • отстранённость от переживаний других людей.

Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:

  • выражения лица ограничены;
  • не способен читать эмоции по выражению лица других;
  • не способен передавать информацию с помощью глаз;
  • не смотрит на других;
  • не использует руки для самовыражения;
  • жесты большие и неуклюжие;
  • подходит слишком близко к другим.

Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:

  • нарушения в интонации;
  • говорит слишком много;
  • говорит слишком мало;
  • неспособность включиться в разговор;
  • идиосинкразическое употребление слов;
  • повторяющаяся речь.

Не подходит под критерии аутичного развития.

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера

Любовь к определенному порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность

Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности

У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.

Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

В течение последних десятилетий возрос интерес к проблеме расстройств аутистического спектра, в частности синдрому Аспергера (СА). При этом многие авторы настаивают на правомерности данного диагноза у взрослых [11, 12, 14, 17, 18]. Поскольку проявления СА варьируют от отдельных личностных аномалий до расстройств шизофренического спектра [4, 10, 13, 16, 19], в литературе ведутся дискуссии о нозологической принадлежности СА и его коморбидности с различными психическими расстройствами. Единства мнений и четкого отграничения СА от других психопатологических состояний до настоящего времени не существует, поэтому достаточно обоснованным представляется его рассмотрение как своеобразного диатеза, определяющего повышенную психопатологическую уязвимость [7, 14, 17].

Основными симптомами СА являются снижение эмпатии, специфические интересы и стереотипии. Патогенез этого расстройства связывают с дефицитарностью социальных когниций, нарушениями интеграции восприятия в систему субъективных значений, а также недоразвитием исполнительных функций [11, 16, 17, 19]. Предполагается, что указанные нарушения могут сохраняться на протяжении всей жизни и создавать условия для возникновения вторичных психических расстройств [3, 12, 13, 15, 17, 18]. Малоизучены клинические исходы СА, в том числе ранние (состояние в периоде ранней взрослости).

Цель настоящего исследования — клиническая оценка психического состояния лиц в возрасте ранней взрослости, которые с детства страдали СА, а также изучение связи между ранними исходами СА и особенностями его психопатологических проявлений в детском возрасте.

Материал и методы

Обследовали амбулаторных больных, с детства страдавших нарушениями психического развития, которые соответствовали критериям синдрома Аспергера по МКБ-10. Такие критерии включают: 1) нормальное интеллектуальное и речевое развитие при возможной задержке моторного; 2) качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия, обусловленные нарушением эмпатии, невербального реагирования, а также просоциальных побуждений и поведения; 3) необычно интенсивно выраженные ограниченные интересы и стереотипии. В исследование не включались пациенты с тяжелой органической патологией, социально запущенные и инвалиды по психическому заболеванию. Более детальное описание обследованных больных приведено в ранее опубликованной работе [2].

Были обследованы 107 пациентов, 89 мужчин и 18 женщин, в возрасте от 18 до 36 лет. С детского и/или подросткового возраста находились под наблюдением психиатров 68 (64%) пациентов, впервые обратились после 18 лет — 39 (36%).

Были опрошены также 75 ближайших родственников пациентов и в 91 случае изучена дополнительная медицинская документация.

Исследование проводили психопатологическим и кли­нико-психологическим методами с использованием данных анамнеза. В качестве дополнительных диагностических инструментов у всех пациентов применяли скрининговый опросник расстройств аутистического спектра для взрослых (ASDASQ) [2, 14], опросник для диагностики синдрома Аспергера (ASDI) [2, 14], а также личностные тесты — Методику многостороннего исследования личности (ММИЛ) [1] и 16-факторный личностный тест (16ЛФ) [6]; 74 пациента были обследованы с помощью психологических методик для изучения мышления (пиктограммы, исключение предметов, выделение существенных признаков, простые и сложные аналогии, сравнение предметов) [5].

Результаты

Изучение анамнеза показало, что все пациенты имели отчетливые признаки нарушения психического развития в виде скачкообразного и асинхронного формирования психологических функций, среди которых определяющее значение имели нарушения коммуникации, обусловленные снижением эмпатии, потребности в общении и способности к социальному научению [2].

Большую роль в искажении психического развития играли также неинтегрированные формы инфантильного реагирования, которые создавали основу для появления характерных для СА обостренной или сниженной сенсорной восприимчивости, эмоциональной лабильности, эгоцентризма, разнообразных навязчивостей и фобий, стерео­типий, пассивности, импульсивных реакций, односторонней и своеобразной оценки реальности, сверхценных интересов.

На основании клинического анализа и статистической обработки результатов психологических тестов с использованием факторного анализа было выделено пять групп пациентов, отражающих различные варианты исходов СА.

I тип исхода имел место в группе интегрированных пациентов. В нее вошли 18 больных, 16 мужчин и 2 женщины, средний возраст на момент обследования был 22,6±3,7 года. В детстве у многих из них отмечалась асинхрония формирования когнитивных функций. У 15 (83%) пациентов это проявлялось в неравномерности и избирательности развития интеллектуальных способностей, у 13 (76%) — в опережающем становлении фразовой речи, у 9 (50%) — в раннем появлении необычных интересов. У 6 (33%) пациентов этой группы на протяжении жизни возникло биполярное аффективное расстройство (БАР), у 5 (28%) — обсессивно-компульсивное, у 4 (22%) — отмечались психотические эпизоды с преходящей аффективно-параноидной симптоматикой. В состоянии компенсации психических расстройств находились 83% обследованных из данной группы.

II тип исхода был отмечен в группе тормозимых пациентов. Она представлена 24 пациентами, 17 мужчинами и 7 женщинами, средний возраст которых был 21,7±4,3 года. Особенности развития этих пациентов определялись торможением активности и избеганием взаимодействия со сверстниками — у 22 (92%), высокой частотой стереотипий, навязчивостей и ритуалов — у 16 (76%), а также задержками формирования речевой коммуникации — у 18 (78%).

В данной группе у 20 (83%) пациентов в анамнезе отмечалась дистимия и у 5 (21%) — выраженные депрессивные эпизоды. ОКР было диагностировано у 8 (33%) больных, разные варианты тревожных расстройств — у 18 (75%), суицидальные тенденции — у 12 (50%); у 3 (13%) больных в прошлом отмечались психотические (бредоподобные) симптомы. Только у 2 (8%) пациентов данной группы на момент их включения в исследование психопатологическая симптоматика отсутствовала.

III тип исхода характеризовал группу своеобразных

больных. Она состояла из 20 пациентов, 19 мужчин и 1 женщины, средний возраст которых был 23,5±4,6 года. Особенности психического развития этой группы больных определялись неравномерным становлением отдельных психических сфер, среди которых особенно выделялись нарушения интеграции сенсорной и интеллектуальной деятельности. Это проявлялось у 17 (85%) больных в повышенной или пониженной чувствительности к телес­ным прикосновениям, у 16 (80%) — непереносимостью изменений в окружающей обстановке. У 16 (80%) больных в детском и подростковом возрасте не было друзей, 19 (95%) — имели специфические сверхценные интересы, причем у 9 (45%) из них отмечалось стереотипное стремление к играм с воспроизведением сцен насилия и/или разрушения.

У 10 (50%) пациентов с III типом исхода в анамнезе отмечались симптомы дистимии, у 10 (50%) — тревожно-фобические расстройства. У 8 (40%) больных имели место длительные конфликты с родственниками и возникали выраженные психопатоподобные реакции. 2 (10%) пациента перенесли тяжелые депрессивные состояния с психотическими симптомами. Психическое состояние 9 (45%) обследованных при последнем осмотре было компенсированным.

IV тип исхода был определен в группе пограничных пациентов, которая включала 27 человек, 22 мужчины и 5 женщин, средний возраст которых был 21,6±4,1 года. Психическое развитие этих пациентов определялось повышенной эмоциональностью, недостаточностью когнитивного контроля и самоосознавания. Это выражалось в появлении чрезмерно экспрессивной речи (речь «взахлеб») у 19 (73%) больных, навязчивой общительности у 18 (67%) и чрезмерной агрессивности у 11 (41%); 19 (70%) пациентов отличались компенсаторным копированием поведения сверстников и гротескно-ригидным воспроизведением «социальных ролей», отождествляемых с уверенностью, превосходством и пренебрежением.

Наиболее часто в данной группе возникало БАР — у 16 (59%) пациентов. У 15 (56%) больных обнаруживались суицидальные тенденции и склонность к самоповреждениям, у 10 (37%) — аддиктивное поведение (различные формы злоупотребления и зависимости от химических веществ, поведенческие зависимости). У 14 (52%) пациентов в анамнезе отмечались стойкие дереализационно-деперсонализационные расстройства, у 5 (18%) — расстройства психотического спектра с преобладанием шизоаффективных депрессивных фаз. 3 (11%) обследованных в период наблюдения оценивались как практически здоровые и в течение нескольких лет не нуждались в психиатрической помощи.

V тип исхода был представлен группой гипернормативных

пациентов. В нее вошли 18 человек, 15 мужчин и 3 женщины, средний возраст которых был 23,7±4,9 года. Развитие этой группы определялось психомоторными нарушениями и ограниченным освоением форм социального поведения. Для 17 (94%) пациентов были характерны медлительность, неуклюжесть, замедленное обучение навыкам самообслуживания, у 13 (72%) — отмечалась неровность поведения с чередованием периодов возбуждения, гиперактивности и крайней пассивности; у 13 (72%) наблюдалась жесткая приверженность ограниченному числу социальных ролей.

К наиболее частым психопатологическим состояниям в этой группе больных относились соматоформные расстройства — 11 (61%) больных. У 7 (39%) пациентов отмечались навязчивости, у 2 — они сочетались с психопатоподобными реакциями. Тревожные расстройства были выявлены у 9 (50%) пациентов. В данной группе отмечалось наибольшее количество психотических эпизодов в анамнезе у 8 (44%) пациентов. Психозы, как правило, характеризовались редуцированной депрессивно-бредовой симптоматикой и носили транзиторный характер. В клинической картине преобладали бредовые идеи особого отношения, преследования, элементы бреда сенесто-ипохондрического и инсценировки. У 9 (50%) пациентов отмечалось состояние психической компенсации.

Обобщенные данные, характеризующие основные клинические особенности психических расстройств, а также проявления компенсации нарушений поведения у пациентов с различными вариантами СА, приведены в таб­лице

.
Из нее следует, что психотические эпизоды в анамнезе чаще всего отмечались у пациентов гипернормативного типа, аффективные расстройства — тормозимого, пограничного и своеобразного, тревожные — тормозимого, своеобразного и гипернормативного, аддикции — пограничного. Компенсация психического состояния наиболее часто достигалась при интегрированном варианте.
В соответствии с задачами исследования интерес представляло сопоставление описанных типов исхода СА с результатами психологического обследования пациентов по ММИЛ и 16ЛФ.

Усредненные по группам результаты обследования 82 пациентов с помощью ММИЛ представлены на рис. 1

.
Рисунок 1. Результаты обследования больных по ММИЛ. Здесь и на рис. 2: больные с интегрированным и тормозимым исходами СА (а), своеобразным, пограничным и гипернормативным (б). По оси абсцисс — шкалы (факторы) ММИЛ. Из этих данных видно, что психологическое состояние пациентов группы интегрированных
определялось отсутствием признаков дезадаптации, легкой гипертимной акцентуацией (подъем по шкале 9) со своеобразием оценок и восприятия реальности (подъем по шкале 8), а также легкой демонстративной акцентуацией (подъем по шкале 3) с отдельными психовегетативными симптомами (подъем по шкале 1). Состояние больных группы
тормозимых
характеризовалось тревожно-депрессивными нарушениями (пики по шкалам 7 и 2) с наличием деперсонализационных проявлений (пик по шкале 8) и тенденцией к социальной изоляции (подъем по шкале 0). Результаты тестирования пациентов из группы
своеобразных
указывают на наличие патологического нарушения восприятия и оценки реальности (пик по шкале 8). Кроме того, у них определяются дезадаптирующая социальная изоляция (пик по шкале 0), сверхценные образования (пик по шкале 6), склонность к протестно-импульсивным формам реагирования (подъем по шкале 4), тревоге и гипотимии (подъем по шкалам 2 и 7). Профиль ММИЛ пациентов группы
пограничных
отражает признаки патологического нарушения восприятия и оценки реальности (пик по шкале 8), склонность к дезадаптирующим протестно-импульсивным (пик по шкале 4) и диссоциативно-конверсионным формам реагирования (пик по шкале 3 и подъем по шкале 1). Психологическое состояние больных из группы
гипернормативных
определялось отсутствием внешних проявлений дезадаптации, некоторым своеобразием восприятия и оценок реальности (подъем по шкале 8), отдельными психовегетативными симптомами (подъем по шкале 1), а также акцентуацией характера с доминированием черт демонстративности и паранойяльности (подъемы по шкалам 2 и 6).

Усредненные по группам результаты исследования 78 пациентов с помощью методики 16ЛФ (рис. 2)

говорят о том, что у пациентов из группы
интегрированных
отмечаются высокие показатели зрелости личности (пик по фактору C), высокий контроль над поведением (подъем по фактору Q3) и социальная смелость (подъем по фактору H).
Рисунок 2. Результаты обследования больных по 16ЛФ. По оси абсцисс — шкалы (факторы) 16ЛФ. Объяснение в тексте. Для этих пациентов характерен также низкий уровень фрустрации (снижение по фактору Q4) и нейротизма (снижение по фактору O). Пациенты группы тормозимых
характеризуются высокой самодостаточностью (пик по фактору Q2), повышенным уровнем нейротизма (повышение по фактору O) и фрустрации (повышение по фактору Q4), робостью (снижение по фактору H), склонностью к подчинению (снижение по фактору E) и недостаточным усвоением социальных норм (снижение по фактору G). Больные группы
своеобразных
обнаруживают склонность к сверхценным образованиям (подъем по фактору L), необычность поведения и высокий уровень воображения (подъем по фактору M). Их характеризует также самодостаточность (подъем по фактору Q2) и категоричность в оценках (подъем по фактору Q1). Кроме того, у них имеет место повышенный уровень фрустрации (повышение по фактору Q3), низкое усвоение социальных норм (снижение по фактору G) и пониженная эмоцио­нальность (снижение по фактору A). Для
пограничных
пациентов характерны пониженный самоконтроль (снижение по фактору Q3), пониженное усвоение социальных норм (снижение по фактору G), тенденция к повышению экспрессивности поведения (повышение по фактору F), социальная смелость (повышение по фактору H) и склонность к фиксации на неприятно окрашенных переживаниях (повышение по фактору L). Психологический склад пациентов из группы
гипернормативных
определяется усиленным стремлением следовать социальным нормам (повышение по фактору G), высоким самоконтролем (повышение по фактору Q3) и самодостаточностью (повышение по фактору Q2), предпочтением вежливых форм поведения (повышение по фактору N), а также пониженной способностью к воображению (снижение по фактору M).

При экспериментально-психологическом исследовании мышления с помощью методик «пиктограммы», «исключение предметов», «сравнение предметов», «простые и сложные аналогии», «выделение существенных признаков» у интегрированных

больных отмечались медлительность, инертность (57%) при выполнении заданий; у
тормозимых
— эмоциональная обедненность опосредующих образов, граничащая с бессодержательностью (67%), и частое употребление в речи аграмматизмов (58%); у 100%
своеобразных
пациентов — соскальзывания на латентные признаки предметов, частое использование чрезмерно абстрактных и псевдоабстрактных образов (80%); у
пограничных
— повышенная эгоцентричность восприятия (84%), склонность к рассуждательству (95%), а также свое­образие выбора и сравнения предметов (89%). У
гипернормативных
больных выявлялись выраженная тенденция к неравномерности обобщения (83%), частые соскальзывания на латентные признаки предметов (92%).

Обсуждение

Результаты исследования показали, что СА представляет собой сборную группу состояний, характеризующихся различными ранними исходами. При этом фактически полная компенсация психического состояния на момент обследования отмечалась у 38% больных.

Анамнестические и психологические данные указывают на определенные различия в динамике указанных вариантов СА, что связано с задержками и асинхрониями в становлении различных психофизиологических функций и систем.

Интегрированный

вариант сопряжен с асинхронным и опережающим развитием когнитивной сферы и речевых способностей. При этом, как показывают результаты ММИЛ и 16ЛФ, компенсация искажений психического развития достигается за счет повышенной активности и расширения социальной включенности пациентов.

При гипернормативном

варианте СА ведущую роль играет недостаточная дифференциация психомоторных и психосоциальных аспектов поведения. Психическая компенсация состояния больных этой группы, по результатам 16ЛФ, достигается за счет жесткого следования социальным нормам, повышения субъективного контроля над поведением, а также усиления самодостаточности. С этим соотносится частое (в 69% случаев) возникновение сенесто-ипохондрических расстройств.

Искажения в психическом развитии больных из группы своеобразных

, как свидетельствуют данные анамнеза, очевидно, отражают недостаточную согласованность между развитием сенсорной и интеллектуальной сфер психики. На это указывают фиксируемые при экспериментально-психологическом исследовании мышления нарушения процессов обобщения и абстрагирования, а также выявляемые с помощью 16ЛФ вязкость, категоричность и усиленная склонность к воображению. В клиническом отношении для данной группы больных было относительно специфичным сочетание депрессивных состояний (56%) с тревожно-фобическими расстройствами (56%) и психопатоподобной симптоматикой (44%).

Психическое развитие пациентов с пограничным

вариантом СА определяется повышенной аффективностью, затруднявшей социальное научение, рефлексию и способность к самоконтролю. Указанные особенности подтверждаются повышенной импульсивностью, склонностью к диссоциативным состояниям по ММИЛ, а также высокой экспрессивностью, эгоцентризмом, экстрапунитивностью и снижением контроля над поведением по 16ЛФ и при экспериментально-психологическом изучении мышления. Характерными для пациентов этой группы является высокая суицидальность (у 58% больных), склонность к аддикциям (у 39%), а также деперсонализационно-дереализационные состояния (у 54%).

Особенностью индивидуального развития пациентов с тормозимым

вариантом СА является общая блокада дифференциации сферы витальных побуждений и эмоций. Одним из подтверждений этого являются результаты экспериментально-психологического исследования, свидетельствующие об эмоциональной обедненности этих пациентов. Попытки приспособления у данных больных, судя по 16ЛФ и ММИЛ, связаны с повышенным самоконтролем, субмиссивными и пассивно-избегающими формами поведения. В этом ключе представляется неслучайным частое возникновение в этой группе депрессивных (63% случаев) и тревожно-фобических (75%) расстройств.

Говоря о клинических проявлениях и исходах СА, нельзя не затронуть тесно связанную с ним проблему расстройств шизофренического спектра. Как показывает изучение анамнеза, полиморфные психотические эпизоды наблюдались у 22% обследованных, особенно часто в группах гипернормативных (44%) и интегрированных (22%) пациентов. Как правило, такие эпизоды характеризуются фазными аффективными нарушениями, сочетающимися с бредовыми или бредоподобными состояниями. При этом, несмотря на перенесенные в детском и подростковом возрасте психотические эпизоды, состояние больных на момент их включения в исследование оставалось удовлетворительным, а остаточной продуктивной психопатологической симптоматики не выявлялось.

Данный факт может интерпретироваться по-разному. С одной стороны, такая картина может наблюдаться при рекуррентно протекающих психозах шизоаффективного спектра, когда резидуальная дефицитарная симптоматика не выражена или «стирается» за счет естественного психологического развития личности в процессе взросления. С другой стороны, прогрессирующая редукция коммуникативных нарушений и сглаживание аффективных проявлений у обследованных пациентов на протяжении юношеского возраста вызывает сомнения в однозначности такой традиционной интерпретации наблюдаемых психопатологических проявлений. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что именно юношеский и ранний взрослый возраст является ключевым для проявления негативной психопатологической симптоматики при шизофрении [8].

С учетом современных представлений о шизофрении как преимущественно дегенеративном заболевании, возникновение которого связано с возрастными кризами и патологией созревания мозга [9, 15], основания для дифференциации СА и шизофрении существенно усложняются. Не вызывает сомнения патогенетическая близость СА и некоторых случаев детской шизофрении [2, 7, 12, 16]. Однако более ранний (до 3 лет) возраст пациентов к периоду начала болезни при СА, его характерная динамика и относительно благоприятный прогноз указывают на важность отделения СА от прогредиентной шизофрении и проведения специальных терапевтических мероприятий [10, 12, 17, 18]. К сожалению, до настоящего времени большинство пациентов с СА получают неправильный диагноз и остаются без адекватной помощи [10, 14, 17, 19]. Многие из них на протяжении всей жизни испытывают серьезные трудности адаптации [11, 16] и остаются в зоне повышенного риска психической декомпенсации [12, 13, 14, 18]. В связи с этим полученные в ходе настоящего исследования данные о зависимости между динамикой СА и его ранними исходами могут оказаться полезными для построения прогноза и ведения таких пациентов, особенно в условиях амбулаторного звена психиатрической службы.

Причины и лечение

Каковы причины синдрома Аспергера?

Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.

Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств или виной самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?

В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.

Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger syndrome?»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: